От редакции

Когда я был в первом классе, нашей учительнице музыки вдруг пришло в голову, что меня непременно следует учить игре на фортепьяно. Но из этой её затеи ничего путного, разумеется, не вышло. Нет, я добросовестно приходил после уроков в актовый зал, где стояло это самое фортепьяно, внимательно слушал педагога и совершенно искренне старался… запомнить последовательность, в которой надо было нажимать белые и чёрные клавиши. Это было и нелегко, и неинтересно (сказать по секрету — я и сейчас с восхищением думаю о профессиональных исполнителях, которые непостижимым для меня образом совершенно точно знают, что после тринадцатой слева белой клавиши следует быстро отсчитать пятую справа чёрную и нажать именно её).

Примерно по тому же алгоритму я иногда сочиняю и стихотворения: записываю на бумажке схему чередований ударных и безударных слогов и стараюсь соблюсти их единообразие. Боюсь, что это тоже нелегко, хотя иногда бывает интересно:

Уважаемый Сергеич,
В этот радостный денёк
Поздравляем с юбилеем,
Дорогой ты наш Санёк!

Поэтому я становлюсь исполнен тайной зависти (лихо сказано, да?), когда читаю такие вот описания процесса творчества:

… Откуда чего берётся? Откуда дети — я уже догадываюсь. Откуда слова — господь ведает. Иногда такое чувство, что твоей рукой водит кто-то посторонний. Причём, часто бывает, что с первой попытки попадает. Невозможно ничего исправить, всё сразу встало на место. Иногда получается самому придумать. Но самому придумывать очень трудно [ну, а я что говорил? — В. А.]. Поэтому сижу, ни фига не делаю. Жду, когда тот самый посторонний наконец решит что-нибудь надиктовать. А я тут как тут, с бумажкой и ручкой на подхвате. Короче, чистой воды плагиат. Знать бы автора… Надо ему свечку за здравие поставить…

«Автор» тот, несомненно, не нуждается в молитвах за его здравие, хотя против свечек он, видимо, не возражает.

А вышеприведённые откровения принадлежат сравнительно молодому челябинскому поэту Михаилу Придворову. Вообще говоря, фамилия эта отнюдь не чужда писательскому кругу: лично у меня она вызывает вот такой условный рефлекс:

Как родная мать меня
   Провожала,
Как тут вся моя родня
   Набежала:

«А куда ж ты, паренёк?
   А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванёк,
   Да в солдаты!»…

Но это совсем не тот Придворов. В отличие от произведений Ефима («барабанщика революции и гражданской войны», который предпочитал называть себя Демьяном Бедным), стихи Придворова Михаила заставляют вспомнить творческий стиль самого Даниила Хармса:

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пёс большой залаял гулко.

Сказал младший: — Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть.

Всё окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.

Я написал «челябинский поэт» и невольно задумался. Дело в том, что сам-то Михаил Придворов, кажется, решительно несогласен с такой формулировкой. А что тут неверного? Ведь он живёт в Челябинске — это же факт!

Михаил Придворов написал много «детских» стихотворений. Для Хармса, как известно, просто не существовало чёткой грани между поэзией «детской» и «взрослой». Михаил Придворов выражает то же самое следующим образом:

Михаил Придворов … Грань, где заканчивается взрослое и начинается детское — очень тонкая. Даже когда для очень маленьких, всё равно трудно удержать равновесие…

Детям очень важен визуальный ряд, даже пусть ситуация не поддаётся никакой логике: «Шалтай-Болтай сидел на стене…» С другой стороны, рассказчик должен быть достаточно серьёзен, чтобы ему можно было верить.

Немаловажна способность автора сохранить в себе детскую способность играть. Игрушками, словами, смыслами…

И самое главное, автор должен сам прожить свой сюжет. В этом его взрослость. Когда эти компоненты выбираются раздельно, получается либо стихотворение «о детях», либо «приторное сюсюкание», которому не поверит ни маленький, ни большой. Банальная истина — может, надо хоть чуть-чуть оставаться в душе ребёнком, тогда тебя поймут дети и взрослые. А я всё же пишу для взрослых. Но почему-то иногда эти взрослые стихи нравятся детям. Может дети слишком быстро взрослеют?..

Хотя в 2004 году в местном издательстве и вышел в свет небольшой сборник стихотворений Михаила Придворова, но основную подборку его стихов приютил у себя «Национальный сервер современной поэзии». Всего там сейчас зарегистрировано примерно 140 тысяч авторов, и это потрясающее воображение число не может, разумеется, не бросать густую тень на каждого из них. Ну и пусть себе бросает. Михаилу Придворову очень трудно спрятаться в общей тени, даже несмотря на все усилия, которые он, надо признать, в этом направлении изредка предпринимает.

Фотография, которую вы видели, взята вот отсюда. И там же я обнаружил такую миниатюру Михаила Придворова:

Причинно-следственная связанность
Сегодня утром не вопрос.
Твоя Чеширская обязанность —
Остаться запахом волос,
Кофейной гущей, тёплой вмятиной
В поспешном коме простыней,
Воспоминанием объятия…
А просто так уйти не смей.

Поспешно обходя стороной вопрос о простынях и объятиях, которые явно относятся не ко мне, я всё же чувствую и свою «чеширскую обязанность» — незаметно удалиться, предложив вниманию читателей несколько «детских» стихотворений Михаила Придворова. Надеюсь, что наша встреча с этим самобытным и талантливым поэтом окажется отнюдь не последней.

Валентин Антонов, август 2007 года

Страшный дракон
Я стрррашный дракон, я серьёзный дракон!!!
Я вредных глотаю, как сыр и бекон.
А тех, кто не любит порядка,
Кусаю за нос и за пятку.

Я сильный дракон, я опасный дракон.
Я ужас внушаю врагам испокон
Клыком и шершавою кожей,
Но, в целом, я очень хороший.

Я добрый дракон, я весёлый дракон.
К любому легко залечу на балкон.
И хохотом наверняка я 
Нечаянно вас напугаю.

Я милый дракон, симпатичный дракон,
Но выгляжу я иногда дураком
И  вам непременно признаюсь:
Я очень и очень стесняюсь.
Тритон
Как-то раз, отозвавши в сторонку,
Мне тритон намекнул очень тонко,
Что ему одному 
Только выть на луну 
Остаётся протяжно и звонко.

Почесав между лап перепонку,
Попросил пригласить он тритонку.
Чтобы с нею в воде
Говорить о еде,
О погоде и заячьих гонках.

И тритону ответил я: — Вон как!
Ты скучаешь и плачешь негромко.
Не пускай пузыри,
Не печалься, смотри,
Принесу тебе в банку тритонку.

Целый день проходив по базару
Отыскал я тритону подарок:
Мелковата она, 
Но в подружки годна,
И не скучно им будет на пару.
И тритон возмутился мне: — Здрасте!
Это что это за головастик?
Ты неловок и глуп.
Отпускай её в глубь,
Головастики тоже на счастье.

Стал он жить с головастиком вместе,
Потому что вдвоём интересней.
Слышу я баритон,
То из банки тритон
Напевает весёлые песни.
Неопознанный зверь
Ну, мамочка, ну капельку,
          ну хоть разочек можно мне
Всего-то лишь попробовать,
          всего лишь посмотреть.
А кушать-то не буду я
          десятое пирожное.
Ну, съем всего лишь крошечку
          и маленькую треть.

Ну, мамочка, пожалуйста,
          ну хоть совсем немножечко.
Я только лишь понюхаю
          и пальцем проведу
По этому вот краешку,
          облизывая ложечку,
Вот эту вот тарелочку,
          вот эту и вон ту.
Ну, мамочка, ну мамочка,
          оно такое нужное,
Оно такое вкусное,
          оно же первый сорт!
И что с того, что только что
          пельменями поужинал,
И к чаю съел две булочки,
          два йогурта и торт.

Последнее пирожное,
          последнее пирожное!
Где девять, там десятое
          поместится легко. 
Ну, мамочка, пожалуйста,
          ну хоть кусочек можно мне?
А если что случится,
          туалет недалеко.
Котяра
В небе чёрном, чёрном, чёрном
Жёлтый, жёлтый, жёлтый круг.
Он из сыра запеченный,
Симпатичен и упруг.

Возле сыра, сыра, сыра
Ходит кругом, кругом тот,
У кого торчат усыры
И зубяров полон рот.

Он носярой водит, водит,
Он глазярами блестит.
У него живот подводит
Очень зверский аппетит.

А за всем, за всем за этим
Наблюдает, дыбя мех,
Тот, кто всех хитрей на свете
И гораздо больше всех.

Клык его как нож наточен,
Коготь острый, как кинжал.
Он не страшен был бы ночью,
Если б рядом не лежал,

Не смотрел в ночное небо,
Разевая шире пасть.
Он и сам бы мог себе бы
Этот сыр с небес украсть.
Лето в стеклянной банке
В стеклянной баночке под крышкой
Законсервировано лето.
Случилось, лета был излишек,
Излишек бабочек и света.
 
Сосновых запахов достаток,
Цветов запас, травы избыток.
Под крышкой вкус у лета сладок,
Чудесным сделался напиток.
 
К волшебной баночке на полке
Прижмёшься ухом на минутку:
То в ней кузнечик тихо щёлкнет,
То шмель стекло заденет в шутку.
 
Не открывай её поспешно,
А лучше просто загляни-ка:
Там цвет черники и черешни,
Там сок малины и клубники.
 
Но если вдруг терпенья нету,
Приелась горечь мандаринов,
Открой в стеклянной банке лето
И слушай голос комариный.
Собака с зонтом
Дождик шёл себе, однако,
Может, даже и бежал.
Шла по городу собака
С носом острым как кинжал.

Шла по городу собака
Очень длинная в длину.
Дождик шёл и горько плакал,
В чём не чувствовал вину.

Наступая лапой на пол,
Шла собака просто так.
Дождик ей в карманы капал:
Что в карманах у собак?

У собаки куртка в клетку,
В лапе клетчатый портфель.
В нём конфета и котлетка, 
И ещё большой тефтель.

Дождик тёк у туч из носа,
Дождик лил у туч из глаз,
Наступал шально и босо
В лужу много-много раз.

Не в пример собаке строгой,
С носом острым как кинжал
Шёл и шёл своей дорогой,
А потом совсем сбежал.
Спа-а-ать...
Что хранится под подушкой?
Снов запасы. И потом,
Очень мягкая игрушка —
Мишка плюшевый с бантом.

Под подушкой место встречи
Для ладошки и конфет,
Сказки маминой под вечер,
Перед тем, как гаснет свет.

Под подушкой ветер с моря,
Шум лесов, капель весны…
Ты прислушайся, и вскоре
Сам увидишь эти сны.

Ночь споёт тебе на ушко,
Ночь нашепчет что-нибудь
И на утро под подушку
Мышкой юркнет отдохнуть.

(Там ни звука, там ни слова,
Там молчания печать).
… А под вечер выйдет снова
Деток маленьких качать.

Авторы иллюстраций:

Оксана Мосалова (1, 2, 3), kost_navna (4, 5), Александра Кузьмичёва (6, 7)