Неслучайные стихи. Пигмалион и Галатея

«Поезд последние вёрсты мчит…»

Поезд последние вёрсты мчит,
Тревожен рокот колёс.
Выйдем в тамбур и помолчим —
Не надо ни слов, ни слёз.
Леса полосою летят на нас,
Бегут рябины, рябя,
А мне остаётся только час,
Чтобы смотреть на тебя.

Станции чаще и небо плотней,
Фабричные трубы вразнос
И город в сияньи ночных огней
Бросается под откос.
Многоэтажные корпуса
Вдоль шпал начинают плыть,
А мне остаётся полчаса,
Чтоб рядом с тобою быть.
Пойдём в вагон — собираться пора.
Минуты в былое мчат.
Грозно грохнули буфера
На привокзальных путях.
Толчок, остановка — окончен маршрут,
Рожок играет отбой,
А мне остаётся пять минут,
Чтобы проститься с тобой.

Ну что же, дай руку — не надо грустить,
Не надо сутулить плеч.
В жизни будет немало разлук
И много хороших встреч.
Наш паровоз, остывая, дрожит,
Под сводами пар клубя,
А мне остаётся целая жизнь,
Чтобы любить тебя.


Песню «Поезд последние вёрсты мчит…» исполняет Юлия Листопад (скачать)

Ночной шёпот Галатеи, обращённый к ученику Пигмалиона

Майя Борисова
Перелепи лицо моё, скульптор!
В ладонях мни его, как мнут глину…
Поторопись меня лепить, скульптор,
а то я снова убегу, сгину.

Твоя каморка так темна, милый,
под лестницей, где белый свет клином…
Пигмалион сейчас пройдёт мимо
в опочивальню и меня кликнет.
Он будет ласков, а потом — бешен,
а после в непробудный сон канет.
Он не признается богам, бедный,
что под его руками я — камень.

Все говорят: Пигмалион — мастер,
он мою душу вызвал из мрака!
А я увидела тебя, мальчик,
и позабыла вмиг, что я — мрамор.

Пигмалион сиял, как грош медный,
касался рук моих, колен, стана,
а я дрожала: что же ты медлишь?
Ведь для тебя я живой стала!

В легенде холодно мне, как в склепе.
Меня доверие небес давит.
Пигмалион себе ещё слепит!
Он тоже, в общем-то не бездарен…

Растрёпан факел молодым ветром,
горячий отблеск на твоих скулах.
Чтобы лицо моё — к тебе, вечно,
перелепи моё лицо, скульптор!

Я умоляю, всех богов ради, —
ведь счастье роздано нам так скупо,
чтоб нам неузнанным уйти рядом,
перелепи моё лицо, скульптор!


«Ночной шёпот Галатеи…» — исполняет Леонид Альтшулер (скачать)

Продолжение Пигмалиона

М. Борисовой

Теперь — тебе: там, в мастерской, маски,
тайник и гипс, и в светлячках воздух…
Ты Галатею целовал, мальчик,
ты, девочка, произнесла вот что:

«У нас любовь, а у него маски,
мы живы жизнью, он лишь труд терпит,
другую девушку — он метр, мастер, —
ему нетрудно, он ещё слепит!»

Так лепетала ты, а ты слышал,
ты пил со мной и ел мои сласти,
я обучал тебя всему свыше, —
мой мальчик, обучи её страсти!

Мой ученик, теперь твоя тема,
точнее тело. Под её тогой
я знаю каждый капилляр тела,
ведь я — творец, а ты — лишь ты. Только

в твоей толпе. Теперь — твоя веха.
И молотками весь мой труд, трепет,
и — молотками мой итог века!
«Ему нетрудно, он ещё слепит!»
Виктор Соснора
Теперь — толпе. Я не скажу «стойте».
Душа моя проста, как знак смерти.
Да, мне нетрудно, я слеплю столько…
Скульптуры — что там! — будет миф мести.

И тем страшнее, что всему миру
вы просчитались так, и пусть пьесу
вы рассчитали молотком, — минус,
мир — арифметика, и плюс — плебсу.

Теперь убейте. Это так просто.
Я только тих, я только труд — слепо.
И если бог меня лепил в прошлом —
Ему нетрудно, Он ещё слепит!


Песня «Продолжение Пигмалиона» звучит в исполнении Оксаны Дориченко (скачать)

Прежде чем перейти к небольшой лирической миниатюре, завершающей мою подборку «неслучайных» стихов, я хочу объяснить читателям свой замысел. Ведь, на первый взгляд, «Дорожная» не имеет ничего общего с двумя другими стихотворениями, связанными общим сюжетом. Тем не менее, связь такая существует. Мне хотелось взглянуть на легенду о Пигмалионе глазами Галатеи.

«Все говорят: Пигмалион — мастер, он мою душу вызвал из мрака!», — говорит девушка. А это значит, что «творение» должно испытывать одновременно желание разорвать связь с творцом, вырваться из-под его воли, и… вернуться. Вернуться, потому что «под её тогой я знаю каждый капилляр тела, ведь я — творец».

«У нас любовь, а у него маски, мы живы жизнью…», — это вызов, а не самоцель. Что такое «мальчик»? «Ты — лишь ты. Только…».

Гениален скульптор, и его творение — отнюдь не подобие жизни, оно самоценно.

В этой любви Пигмалиона и Галатеи изначально заложено противоречие, не имеющее шансов разрешиться, а уж тем более завершиться разрывом.

Поэтому моя небольшая заключительная миниатюра воссоздаёт одну из возможных критических ситуаций в отношениях творца и его творения. В этом её смысл и взаимосвязь со стихами.

«А мне остаётся целая жизнь, чтобы любить тебя». Эти слова вполне могла сказать Галатея Пигмалиону, хорошенько подумав.

Объективная реальность, данная нам в ощущениях

Палома
Hести разлуку тяжело,
особенно когда
не знаешь, что и развело:
остуда, долг, беда?
Хоть знак какой-то был бы дан…
А то уж столько дней
тащу её, как чемодан
без ручки и ремней.

(Майя Борисова)

Ты удивился, не увидев моих обычных слёз, не услышав моих обычных слов, не ощутив обычной дрожи моих рук… Объективная реальность, данная нам в ощущениях!

До этого я целый день просидела в офисе, тупея от созерцания одной и той же картины перед глазами.

На мониторе перемигивались экранчики сетевого подключения, и я вздрагивала при каждом изменении их яркости. А рядом пульсировала стрелка антивируса. Мозг реагировал только на зрительные образы. Что может быть страшнее этого состояния?

Человеку даны пять чувств. Я вышла на улицу с одним — зрением, автоматически повернув влево. Все звуки большого города напомнили мне, что есть ещё слух. Зрение безучастно отмечало: вон автомобиль белого цвета, а за ним — красного, обе машины обгоняет серебристая… Опять красная… чёрная… красная… Уши резал скрежет трамвая, грохот грузовиков, визг тормозов и ещё — мелодии мобильных телефонов, а ведь казалось, вокруг никого, откуда тогда звонки? Вот опять верещит…

Уже внизу, когда приходилось идти то по левой стороне улицы, то по правой, вспомнилось третье чувство — осязание. Слева сосны, справа — солнце. Слева — прохладный ветерок, справа — летний зной. К мосту я подошла с тремя чувствами, но в самом начале моста возникла мысль, что их должно быть пять. Господи, я даже вспомнила, что есть шестое — интуиция. А где четвёртое и пятое? И какие они?

Иду под тенью лесополосы, впереди — спиленные, но не убранные ветки, увядшие под дневными лучами летнего солнца. В ногах появилась какая-то слабость и «ватность»… Хочется не идти. Откуда это? Воспоминание детства — мы с друзьями едем вдоль поля на велосипедах. Пшеница? Рожь? Да Бог его знает. Глаза выхватывают тёмно-голубые головки васильков. Бросаю велосипед у обочины — и вглубь, за васильками. Это воспоминание потянуло за собой другое — скошенная трава. Ах, как она пахнет через пару-тройку часов, полежав под солнышком. Хочется не идти. Хочется упасть в траву. Но на мосту не растёт трава. На мосту пахнут привядшие листья на спиленных ветках.

Обоняние! Вот оно — четвёртое чувство. Но я иду дальше, и опять «теряю» его, опять помню только три…

Мост длинный, где-то посредине он пересекает речку. А я боюсь высоты. Нельзя разрешать человеку идти над водой через мост, если вместо пяти чувств, даже без шестого, у него в голове то три, то четыре. Притяжение воды внизу становится особо опасным. Подхожу поближе, хватаюсь за перила… Страшно. Речка почти не видна — с обоих берегов наклонились деревья, стоят, обнявшись ветками. Вода чёрная, глухая, зыбкая и одновременно неподвижная — течения почти незаметно. Внизу будто бетонное кольцо для колодца, проглядывает сквозь воду, отрезвляет. Нет, валяться в полуметре от поверхности с разбитой головой… Брр… Но чувств по-прежнему три. Четвёртое опять пропало, но я его уже не пытаюсь вспомнить — пришло раз, придёт и в другой.

Поднимаюсь на гору — самый тяжёлый участок пути домой. Пешеходная дорожка то повторяет рельеф горы, то вдруг идёт волнами, как миниатюрная параллельная горная гряда. Крошечный спуск по этой гряде вниз при подъеме наверх, и странное чувство невесомости, но это совсем не то, что называют необыкновенной легкостью во всём теле, когда хочется взлететь. Это невесомость от слабости в ногах, когда ты пушинкой слетаешь вниз, а они не поспевают. Так было, когда в детстве я хотела спуститься на трёхколесном велосипеде по скату погреба вниз, не имея представления о трении и инерции. По обеим сторонам улицы, поднимающейся в гору, частные домишки, рядом скошенная трава, поэтому чувств в сознании стабильно четыре. Увы… Пятого нет.

Но уже поднявшись, на последнем повороте к моему дому, я ловлю себя на ощущении «вкуса крови во рту». Печально улыбаюсь — это твоё выражение, и с облегчением выдыхаю — вкус! Вот оно — пятое чувство! Как же мне было не забыть о нём, если во время нашей ссоры я сбросила все с трудом нажитые за зиму килограммы. Какой вкус у сигарет, если куришь по две пачки в день? Какой вкус у кофе, если глушишь его литрами?

Всё же домой я вернулась со всеми пятью чувствами, позволяющими человеку воспринимать окружающую его материю, как объективную реальность, данную нам в ощущениях…

Немного об авторах стихотворений и исполнителях песен

Поэт, прозаик, переводчик, член Союза писателей, председатель секции поэзии Ленинградского отделения СП Майя Ивановна Борисова (21.05.1932–1996) закончила отделение журналистики филологического факультета Ленинградского университета. В качестве журналиста работала в Абакане, много ездила по Сибири, писала статьи и стихи. В 1990 году стала составителем сборника ленинградских поэтов периода оттепели «То время — эти голоса». Она писала прозу. Последняя книга Майи Борисовой — «Птенцы под шапкой Мономаха» — появилась в результате увлечения историей царской России.

Ещё она написала книгу «Интереснее пешком. Тридцать три стихотворения и три рассказа о Ленинграде-Петербурге». Её детские книги, посвящённые Ленинграду, выходили на протяжении тридцати лет.

Соснора Виктор Александрович, русский поэт и прозаик. Родился 28 апреля 1936 в Алупке в семье военного. Блокадную зиму 1941–1942 провёл в Ленинграде. Школу окончил во Львове, служил в армии. Работал слесарем на Невском машиностроительном заводе в Ленинграде. Учился на философском факультете ЛГУ (не окончил). Первые стихи опубликовал в 1960. После выхода первой книги стихов «Январский ливень» (1962) стал профессиональным литератором.

В 1967 выступил с поддержкой письма А. И. Солженицына IV съезду писателей СССР. К этому времени у Сосноры было написано много произведений, которые не печатались как по политическим мотивам, так и ввиду их чрезвычайной поэтической сложности. Находясь под подозрением у властей, Соснора вместе с тем не пользовался поддержкой либеральных кругов. Будучи единственным в своём роде «эстетическим диссидентом», мужественно переносил одиночество.

Печатавшиеся в СССР сборники включали незначительную часть стихов и прозы Сосноры. Книга прозы «Летучий голландец» в 1979 была опубликована в Германии, поэтическое «Избранное» вышло в 1987 в США в издательстве «Ардис». В 1990-е годы в Санкт-Петербурге вышло несколько книг, где многие произведения 1960–1980-х годов опубликованы впервые. В 2000 Соснора стал лауреатом премии им. Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности за книгу новых стихов «Куда пошёл? И где окно?» (1999) (Энциклопедия «Кругосвет»).

«Дорожную» («Поезд последние вёрсты мчит…») на стихи Майи Борисовой вы прослушали в исполнении лауреата песенного фестиваля «Топос-1996» Юлии Листопад. Более качественную запись можно скачать отсюда.

Песенный фестиваль «Топос» — ежегодный, один из крупнейших в Северо-Западном регионе. Проводится в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете с 1968 года.

Песню «Ночной шёпот Галатеи, обращённый к ученику Пигмалиона» исполнил Леонид Альтшулер — один из «отцов-основоположников» Тульского клуба самодеятельной песни. Оригинал этой записи взят отсюда.

Мэтр авторской песни Владимир Ланцберг:

С Леонидом Альтшулером, исполнителем песен из Тулы, я знаком третий десяток лет и до недавнего времени полагал, что знаю о нём всё. Один из немногих и лучших (но отнюдь не потому, что немногих) интерпретаторов Клячкина. Утончённый, изысканный и притом мудрый, несуетный лирик. Какие-то его трактовки могут показаться спорными, но «проходных», случайных, безликих не припомню. Зато можно услышать много чего такого, чего нигде больше не услышишь.

Вот что я знал, и так оно и есть. Hо года три назад вдруг среди песен привычных зазвучали неслыханные — понимай, как хочешь. Hе просто новые по интонации, а просто новые. Лёня дожил до авторства — до своих стихов и музыки. И я ему позавидовал.

«Ночной шёпот Галатеи…» исполняет также Елена Степанова из Тульского КСП. Пик её творчества пришёлся на 1999–2002 годы, когда она записала около тридцати очень «женских» песен. Елена преподаёт литературу в одной из тульских школ. Вот ссылка на её исполнение этой песни.

«Продолжение Пигмалиона» замечательно спела Оксана Дориченко из Киева, по профессии — врач, анестезиолог-реаниматолог (Клуб авторской песни «Арсенал»):

Родилась в Херсоне 4 декабря 1969 г. Прожила всю сознательную жизнь в Киеве.

Стихи начала писать в глубоком детстве, о погоде и природе. О любви — в 17 лет. Гитару схватила в руки с тоски и горя (все любимые авторы и исполнители в тот момент разъехались или рассорились) в 27 лет. Тогда же начали писаться песни. С 1999г после Черкасского фестиваля уверовала в то, что — автор. Пишу на свои и чужие стихи. Безумно хочу петь высокую и сложную поэзию, несмотря на скромные познания в музыке и сверхскромный аккомпанемент. Нынче болею Цветаевой.

Вот прямая ссылка на её исполнение. Песню можно найти и на этой странице.

Её исполняет также Александр Губерт — член оргкомитета многих фестивалей авторской песни в Казахстане. Как он сам говорит о себе, «пою стихи классических и современных русских поэтов (Б. Пастернак, В. Шаламов, В. Соснора, др.). Говорю об этом так, потому что в силу природной скромности композитором себя не считаю. Просто в хорошей, а уж тем более в гениальной поэзии есть своя Музыка. Важно только её услышать. Надеюсь, что мне это иногда удаётся». Вот ссылка на его исполнение.

Палома, январь 2008 года