«Ах, эта красная рябина…»

 
Ах, эта красная рябина 
Среди осенней желтизны. 
Я на тебя смотрю, любимый, 
Теперь уже со стороны. 

Со стороны страданий прежних, 
Со стороны ушедших лет, 
Которым, словно зорям вешним, 
Уже возврата больше нет. 

Летят, как ласточки, листочки 
С моей любовью по пути; 
И только нет последней точки, 
И слова нет еще «прости». 

Еще цепляется за память 
Счастливых дней весенний гром, 
Когда любовь бродила с нами, 
Скрывая нас одним крылом. 

Весною ласточки вернутся, 
Оставив за морем любовь, 
И над рябиной пронесутся, 
И что-то мне напомнят вновь… 

Ах, эта красная рябина 
Среди осенней желтизны… 
Я на тебя смотрю, любимый, 
Из невозвратной стороны. 

(А. Софронов – С. Заславский) 

Об Анатолии Софронове, но не только о нем

Песня, такая знакомая, песня, которую пели, поют и будут петь не только в печальном одиночестве, наедине с собой, со своими личными «обстоятельствами», но и в праздники, за праздничным столом — нашелся бы только голос, способный передать все ее нюансы, все переливы мелодии и настроения…

«Красную рябину» слышали все, а вот задумывались ли об авторах? Кто же написал эту песню о любимом? Тушнова, Друнина, Казакова?.. Ведь только женщина, взрослая женщина, повидавшая и пережившая немало, могла произнести эти пронзительные, прощальные слова, не правда ли?

Но… стихи «Ах, эта красная рябина» написал Анатолий Софронов, коммунист, сталинист, один из руководителей Союза писателей СССР, борец с космополитизмом… Несть числа ярлыкам, обнаруженным мною по адресу автора «Рябины». Само собой, бесталанный писатель, никудышный поэт. А главное — это же Анатолий Софронов, главный редактор журнала «Огонек». Уж о такой «страшилке», как софроновский «Огонек», знает вся мировая демократическая общественность. И хорошо, что так «удачно» сложились обстоятельства — перестройка, взрыв на Чернобыльской АЭС. В 1986 году журнал был отдан Виталию Коротичу, а звезда Софронова и «софроновского «Огонька» закатилась навсегда.

Правда, помнится такое незначительное обстоятельство, как цветные вкладки в старом «Огоньке», по которым всяк желающий, оторванный от музеев больших городов, мог изучать изобразительное искусство — то ли складывая эти еженедельные художественные вкладки вместе с сопровождающими их статьями в специальную папочку (а в нашей семье эти папочки были), то ли искренне и наивно вешая в рамочку на стене.

Я не знаю, что перевесит — литературные споры, всяческие иерархии, ярлыки, при которых уже не так и важна мера таланта, или вот эти картинки, на которых воспитывали свой художественный вкус миллионы людей, разбросанных по просторам нашей бывшей общей Родины. Я специально утрирую ситуацию, свожу ее к одному крошечному аспекту. Просто эта литературная групповщина, этот бой, который так и не закончился, заставляет не верить никому и ничему, кроме как своим впечатлениям — от увиденного, услышанного, прочитанного. Я не защищаю Анатолия Софронова, да он и не нуждается в защите — Высший суд для него состоялся еще в 1990 году.

Просто нужно осознать и принять тот факт, что все жили в Системе, все работали на Систему, все несут солидарную ответственность. Ведь сколько бы не написал «в стол» тот или иной автор, но если до этого он написал заявление в писательский союз, он автоматически становился частью Системы. Ведь все прекрасно понимали, что членство в союзе — это не только тиражи, льготы и привилегии, это и идеология, хотели этого или не хотели даже самые прогрессивные и продвинутые, тайные или явные борцы с Системой.

Я уж не говорю о юношеских стихах, воспевавших Сталина и партию, которые, сколько их не вычеркивай из новых изданий, все равно нет-нет да и вылезут где-то страницей старой газеты или тоненькой брошюркой вроде «Блокнота агитатора».

Итак, Анатолий Владимирович Софронов родился 19 (6) января 1911 года в Минске. Окончил литературный факультет Ростовского педагогического института (1937). В годы Великой Отечественной войны был специальным корреспондентом «Известий». В 1948-1953 гг. — секретарь СП СССР. С 1953 года — главный редактор журнала «Огонёк». Автор стихов, многие из которых стали песнями — «Ах, эта красная рябина», «Шумел сурово брянский лес», «Сирень-черёмуха», «Ростов-город», «Шёл казак» и др. Лауреат Государственной премии СССР (1949). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями. Умер в 1990 году.

Песни «антисемита» Софронова были написаны в соавторстве с Сигизмундом Кацем, Семеном Заславским, Оскаром Фельцманом, Матвеем Блантером. Мне, например, очень нравится песня «Пламя осени» (С. Турлянский — А. Софронов), которую пела в 1970-м году Тамара Миансарова.

Отец Анатолия Софронова был расстрелян чекистами еще в 1927-м году, а родился он в Харькове, на Украине, так же как и Семен Аркадьевич Заславский — автор мелодии «Рябины», рожденный в украинском городе Енакиево 31 мая 1910 года.

До войны Софронов и Заславский жили в Ростове-на Дону. Не исключено, что там и познакомились. Семен Заславский умер 18 марта 1978 года.

А лучшей исполнительницей песни «Ах, эта красная рябина» является, безусловно, Нани Брегвадзе — Брегвадзе Нани Георгиевна (1938 г.), народная артистка СССР, которая родилась в Тбилиси. Вот такой интернационал.

Так что ж такое женская любовь?..

Я уж не знаю, почему мне вдруг вспомнилась песня о рябине, но одновременно, где-то на периферии памяти, неожиданно возникли слова другой песни — «Ненаглядный мой», стихи к которой написала Римма Казакова. Эта внутренняя связь текстов мне не давала покоя, пока я их не поставила рядом и не начала читать внимательно каждую строчку.

Лирические героини обеих песен стоят на пороге разрыва — еще не конец, но вот-вот наступит расставание. Обе уже не юные девушки, и это тоже их объединяет. А дальше возникает просто парадоксальная ситуация. Ведь такого не может быть, что два поэта — мужчина и женщина, как бы поменялись мироощущением. Посмотрите сами! Это строки из стихотворения Риммы Казаковой:

 
Я тобой переболею, 
Ненаглядный мой. 

По тебе перетолкую, 
Что в себе ношу. 

И совсем твоею стану — 
Только без тебя. 

Я тобой перестрадаю, 
Чтоб найти себя. 

Я тобой переиграю 
Молодость свою. 

Ведь «ненаглядный» героине не особенно и нужен — только для решения своих внутренних проблем. И когда она пройдет этот «долгий путь домой, чтоб найти себя», остается сказать это последнее — «Вспоминай меня без грусти, ненаглядный мой». «Ненаглядный» исполнил свое предназначение и может уходить. И это пишет женщина!

Теперь обратимся к стихотворению Анатолия Софронова. Сколько неизжитой любви в лирической героине! Умом она понимает, что возврата к прошлому нет, но — «еще цепляется за память счастливых дней весенний гром». Она приняла решение уйти, не дожидаясь последней точки, но все вокруг долго будет напоминать ей о «любимом». Ей, а не ему, ей, на ее «невозвратной» горькой стороне.

Я предлагаю вам послушать песню «Ах, эта красная рябина» в исполнении трех известных певиц — грузинки, молдаванки и россиянки. Конечно, самым известным является исполнение Нани Брегвадзе. Немного по-другому, но тоже прекрасно пела «Рябину» Мария Кодряну. А это уже совсем недавно, в 2001-м году, — поет Светлана Резанова.

В дискографии Светланы Резановой в качестве авторов песни указаны Д. Тухманов и А. Софронов. И если послушать, то есть некоторые различия в звучании. Но все же мелодия остается прежней, знакомой нам и, безусловно, принадлежит С. Заславскому. Но вот обработка может быть и Тухманова, если, конечно, это не ошибка на сайте popsa.info.

На Главную
(Палома)